Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Турпром.ru, 30 июля 2014 г.

Компенсации туристам по фингарантиям Экспо-Тура оказались под вопросом из-за позиции страховщика

Ситуация с выплатой компенсаций по фингарантиям круизного туроператора «Экспо-Тур», объявившего о своей финансовой несостоятельности в среду утром (подробности читайте по ссылке http://www.tourprom.ru/news/25834/), оказалась под большим вопросом: страховщик «Адвант-Страхование» весь последний месяц не признавал действующим договор по фингарантиям, который заключил с ним «Экспо-Тур».



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финансы, 3 мая 2001 г.

Страхование лизинговых сделок в сфере малого бизнеса
1278 просмотров

В настоящее время падение производства в Российской Федерации, по оценкам многих экспертов, превысило 60% по сравнению с 1990 г. И хотя в 1999-2000 гг. наблюдался некоторый рост ВВП, говорить о восстановлении дореформенного уровня промышленного производства, а тем более о его превышении не приходится. Физический износ основных производственных мощностей в зависимости от отрасли народного хозяйства колеблется от 60 до 90%, при этом подавляющее большинство машин и механизмов морально устарело. Ситуация значительно осложняется тем, что большинство предприятий утратило обортные средства, амортизационные фонды и фонды развития производства еще в начале 90-х годов в результате девальвации и инфляции, не сумев восстановить их на приемлемом уровне к настоящему времени. Таким образом, при недостатке собственных средств, которые могли направляться на инвестирование в основные фонды, и практической недоступности внешних заимствований в банковской системе у предприятия, желающего обновить оборудование и машины, возникает необходимость поиска нетрадиционных для России источников финансирования. Наиболее остро эта проблема встает в деятельности малых предприятий, в особенности инновационной направленности, а ведь именно эта деятельность может и должна обеспечить рост экономики России в XXI в. Как показывает мировая практика, доступным для российских инновационных предприятий мог бы стать финансовый лизинг, но по ряду причин развитие лизинговых отношений в России сдерживается.
Механизм заключения договора финансового лизинга из-за наличия большого числа заинтересованных сторон довольно сложен. Само заключение договора финансового лизинга обязательно предваряется подготовительным этапом, в ходе которого оговариваются все условия сделки, определяется необходимое для потенциального лизингополучателя оборудование и его производитель (владелец), а также принципиальная возможность наладить производство товаров и услуг (к сожалению, далеко не все потенциальные лизингополучатели в состоянии самостоятельно разработать качественный бизнес-план, просчитать риски проекта). Немаловажно также на этом этапе определить для лизинговой компании источник и условия предоставления средств, необходимых для приобретения оборудования или другого необходимого имущества, которые могут быть как собственными, так и заемными. Только после этих действий заключается договор лизинга, основные составляющие которого детально отражены в законе Российской Федерации «О лизинге» (ст. 15) и начинается использование имущества, передаваемого в лизинг.
Принципиальная схема взаимоотношений, возникающих при заключении договора финансового лизинга, представлена на рисунке, как наиболее характерная в современных условиях. В схеме присутствует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) как государственная структура, одним из приоритетов деятельности которой является стимулирование лизинговой деятельности, этого важного источника развития малого бизнеса.
ФФПМП еще на подготовительном этапе в целях обеспечения проведения взвешенной государственной политики в области стимулирования малого бизнеса проводит отбор лизинговых компаний, банков или иных кредитно-финансовых учреждений, участвующих в государственных программах льготного финансирования малого бизнеса, страховых компаний, а также компаний, которые могут квалифицированно провести экспертизу малого предприятия на предмет соответствия производства формальным требованиям, предъявляемым российским законодательством. В данном случае с учетом обязательности участия в договоре страховой компании целесообразно в качестве такой экспертной компании, аккредитованной при соответствующем ведомстве, привлекать страхового сюрвейера (заранее предусмотрев расширение перечня вопросов, входящих в отчет сюрвейера), осмотр которым страхуемого объекта при заключении договора страхования обязателен, а при такой схеме взаимоотношений осмотр проводится один раз, что экономит и время и средства. В этой связи встает необходимость разработки механизма аккредитации и сертификации услуг таких экспертов (сюрвейеров).
Естественно, в качестве агентов Правительства России по стимулированию малого бизнеса и лизинговой деятельности могут выступать и иные федеральные органы, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, которые также требуют заключения договора страхования по основным имущественным рискам и рискам ответственности, сопутствующим проекту, финансированием которого они занимаются.
Чтобы обеспечить наиболее полную защиту государственных интересов при льготном финансировании малого бизнеса с использованием услуг страховщиков, для федеральных органов, реализующих государственную политику, представляется целесообразным разработать типовые программы страхования по наиболее типичным рискам, дополняя их в случае необходимости нестандартными страховыми продуктами. Вот лишь некоторые положительные моменты, определяющие актуальность и необходимость существования самого института типовых правил страхования в системе национальной системы страхования России:
•    при использовании типовых правил обеспечивается единый научно-обоснованный подход к страхованию, покрываются страховыми гарантиями только те риски и применяются только те исключения, которые будут признаны целесообразными при разработке;
•    для основной массы страхователей применение типовых правил страхования позволяет более взвешенно подойти к выбору страховщика, сосредоточившись на параметрах, связанных с самой страховой компанией, имея в виду одинаковую по качеству страховую программу, обеспеченную применением типовых правил.
В разработке типовых правил страхования под эгидой какого-либо федерального ведомства принимают участие представители надзорных органов, ведущих страховых компаний, обществ потребителей, научно-исследовательских институтов, Всероссийского союза страховщиков, что обеспечивает комплексный подход к разрабатываемым правилам страхования и, что представляется даже более важным, наиболее полный учет интересов страхователей, страховщиков и государства. Необходимо отметить, что подобный механизм рассмотрения типовых правил страхования отчасти уже задействован, такой работой занимаются в Госстрое России и Госгортехнадзоре России, а также существует Экспертный совет по методологическим вопросам совершенствования лицензионной деятельности и информационно-аналитического обеспечения страхового надзора, который является постоянно действующим коллегиальным органом при Минфине РФ. За период работы Экспертного совета были утверждены: структура правил страхования, списки приоритетных правил, подготовлены, согласованы с Департаментом страхового надзора и утверждены первые типовые правила страхования ( По состоянию на 15.02.2001 г. существует 13 типовых (стандартных) правил страхования). Таким образом, в настоящее время остается объединить усилия всех заинтересованных сторон.
Среди причин, в значительной степени препятствующих развитию лизинговой деятельности в России, следует назвать в достаточно большой степени оправданное недоверие хозяйствующих субъектов друг к другу (что вынуждает требовать у незнакомого потенциального лизингополучателя дополнительных финансовых гарантий в залог передаваемого в лизинг оборудования) и возможность криминального давления со стороны конкурентов (как чисто криминальными методами, так и при помощи коррумпированных государственных служб). Например, по данным проекта TASIC по поддержке российского малого бизнеса SMEREG9602 в ряде случаев размер дополнительных финансовых гарантий достигал 60% от стоимости оборудования, передаваемого в лизинг. Таким образом, совершенно естественно вставал вопрос о возможностях российского страхования.
Уменьшение рисков, сопутствующих лизинговому договору, возможно при условии использования всех доступных в данном конкретном случае методов снижения риска, то есть не только страховой защиты, но и других способов, так как застраховать всё и вся практически невозможно, да и не нужно. Например, страховщик не будет безоговорочно гарантировать выплату лизинговых платежей (но может предположить, например, страхование финансовых рисков от перерывов в производственной деятельности), так как иначе снижается заинтересованность страхователя в предупреждении страховых случаев. При этом представляется важным, чтобы потенциальные страхователи правильно понимали, что не все риски являются страховыми (то есть подлежат страхованию). Потенциальному лизингополучателю (а следовательно, и потенциальному страхователю) должно быть понятно, что риск, основными источниками которого являются представители криминалитета и излишнее государственное администрирование бизнеса (большое количество согласований при наличии или расширении производства, постоянные визиты инспекторов Госпожнадзора, Госгортехнадзора, Госсанэпидинспекции и т.д.), не имеет случайной страховой природы и предприниматель не может быть защищен от него посредством страхования.
Для более полного понимания специфики страхования лизинговых сделок рассмотрим более подробно, что может быть застраховано, а что — нет (Авторы, неоднократно участвуя в совещаниях, посвященных проблематике стимулирования развития лизинговой деятельности в России при помощи страхования, во многих случаях сталкивались с желанием переложить все риски на страховые компании).
Ввиду достаточно большого числа договоров страхования (либо страховых рисков в комплексном договоре), некоторые страхователи необоснованно предполагают, что страхование может защищать лизингодателя против всех рисков, страховщик выдает своего рода гарантию, что в любом случае лизинговый контракт будет нести полностью и, соответственно, лизингодатель не будет переносить никаких финансовых потерь. Конечно, данное мнение ошибочно. При этом закономерно возникает вопрос, чем различаются риски, которые могут быть застрахованы (например, огневые риски или риски, связанные с жизнью и здоровьем персонала), и риски, которые нельзя застраховать?
Сам акт обеспечения стопроцентной гарантии безубыточности (в данном случае — заключения договора страхования от всех рисков) практически наверняка изменяет поведение лизингополучателя, так что следует быть почти уверенным, что появятся потери. По терминологии страхования те риски, где само существование страхового полиса делает неблагоприятное событие более вероятным, называются нестрахуемыми рисками (uninsurable risks). Таким образом, становится понятно, что страховщик никогда не пойдет на заключение договора страхования, в соответствии с которым предприятию гарантируется прибыль в любом случае.
Рассмотрим теперь компанию, основная деятельность которой заключается в предоставлении на условиях лизинга иным предприятиям или организациям оборудования. Прибыль лизинговой компании возникает лишь в случае выполнения лизинговых контрактов в полном объеме, то внесения лизинговых платежей точно и в срок. Хорошая компания — лизингодатель всегда знает то, какие типы потенциальных лизингополучателей выполнят свои обязательства, то у такой компании есть своя выверенная и отлаженная система отбора клиентов. В противном случае, заключая договоры лизинга, не проверяя клиентов, лизинговая компания всегда будет терпеть убытки и не будет способна оплатить риск акционерам, который они приняли на себя при вложении в нее средств. Очевидно, лизинговая компания видит в отборе клиентов свой главный риск и хотела бы по возможности передать этот риск, требуя с потенциальных лизингополучателей дополнительные (помимо имущества, передаваемого в лизинг) гарантии, что и происходит в российской практике.
Но если лизинговая компания сумеет заключить договор страхования, гарантирующий, что никакой лизинговый договор не может окончиться финансовыми потерями (страховщик принимает на себя все коммерческие риски), то легко заметить, что случится: лизинговая компания будет иметь стимул заключить максимально возможное количество договоров лизинга, не проверяя своих клиентов, так как прибыль гарантирована. Страховщик был бы в этих обстоятельствах поставлен перед большими и постоянно возрастающими потерями. Очевидно, что страхование в таком виде невозможно. При этом надо помнить, что страхованию все-таки подлежат многие риски, неучет или недоучет которых может иметь самые пагубные последствия.
Итак, частью договора лизинга должны стать договоры страхования оборудования и другого имущества, включаемого в договор лизинга (6, 10) на случай пожара, взрыва, удара молнии, падения летательных аппаратов и их частей, аварии водопроводной, канализационной и отопительной систем, проникновения воды из соседних помещений, противоправных действий третьих лиц (кража со взломом, грабеж, разбой и хулиганство), стихийного бедствия и его последствий (землетрясение, смерч, буря, ураган, тайфун, оползень, сель, камнепад, наводнение, выход подпочвенных вод). В случае передачи в лизинг транспортных средств обязательно должны быть застрахованы риски угона, ущерба, гражданской ответственности владельцев транспортных средств и на случай утери товарного вида. Частично могут быть покрыты страховой защитой предпринимательские (финансовые) риски кредитора, лизинговой компании и поставщика оборудования (7, 11, 12), среди которых могут быть кредитные риски, риски неплатежеспособности сторон договора, невозврата предмета лизинговой сделки, отказа потенциального лизингополучателя от заключения договора лизинга (при этом предмет лизинга может находиться уже в собственности лизинговой компании или быть сделан специально на заказ), изменения в налогообложении и иных условиях хозяйствования и иные политические риски. В данном случае уместно кредитное страхование, страхование предпринимательских рисков на случай неисполнения обязательств контрагентами предпринимателя или на случай изменения условий деятельности предпринимателя. При этом возможны случаи возникновения других рисков, которые также могут быть обеспечены страховой защитой. Обычно риск гибели, утраты, порчи, хищения оборудования и другого имущества, передаваемого в лизинг, в процессе доставки от производителя (владельца) до лизингополучателя несет лизингодатель, ответственность которого прекращается с момента подписания акта приемки объекта договора лизинга. Желательность такого вида страхования указана в законе Российской Федерации «О лизинге». После подписания этого документа риски утраты, порчи, хищения, преждевременного износа и повреждения оборудования и другого имущества, переданного в лизинг, несет уже лизингополучатель. Законодательство Российской Федерации прямо указывает на ответственность лизингополучателя за объекты договора лизинга в п. 1 ст. 22 «Риски, не связанные со страхованием» Закона РФ «О лизинге»: «Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга». Конечно, иное положение дел в ответственности за возникающие риски может быть предусмотрено в договоре лизинга.
В случае выявления крупных рисков, появляется необходимость в заключении договора перестрахования, когда часть ответственности за застрахованные риски начинает нести перестраховочное общество.
Схема страхования лизинговых рисков должна учитывать особенности производства товаров или услуг, которое будет основано после реализации соглашения, а также пожелания кредитора, которым в данном случае может быть как коммерческий банк или иное кредитно-финансовое учреждение, так и государственные внебюджетные фонды, ответственные за развитие и стимулирование малого бизнеса. Распределение расходов на страхование и перечень страховых рисков может определяться на окончательных стадиях переговоров о заключении договора лизинга. Страховщик, учтя интересы сторон договора, может предположить развернутую программу страхования, которая, в зависимости от производственной или торговой деятельности, включает следующие виды страхования: страхование имущества, оборудования от поломок, грузов, сырья и готовой продукции на складе, предпринимательских рисков на случай неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств контрагентами предпринимателя, страхование строительно-монтажных рисков, страхование послепусковых гарантийных обязательств, страхование финансовых рисков от перерывов в производственной деятельности, страхование на случай утери прав собственности на объекты интеллектуальной собственности, страхование различных видов гражданской и профессиональной ответственности, страхование судебных издержек; страхование жизни и здоровья руководства и персонала и т.д.
В случае осуществления периодических лизинговых платежей страхование рисков перерыва в производстве и неисполнения договорных обязательств уменьшит или полностью покроет финансовые потери сторон договора. При этом страховое возмещение может выплачиваться как напрямую лизингодателю (в этом случае в договоре лизинга должно быть предусмотрено, что это страховое возмещение должно быть засчитано за лизинговый платеж в данном отчетном периоде), так и лизингополучателю, который таким образом получает практически безболезненную возможность исполнить свои финансовые обязательства.
Это же относится и к страхованию оборудования, грузов, сырья и готовой продукции. Страхование гражданской ответственности также необходимо, так как штрафные санкции, налагаемые по решению судебных и административных инстанций, могут разорить предприятие. Следует также учесть непредвиденные выплаты персоналу (медицина, пенсии по увечьям и т.п.).
Как показывает мировой опыт, именно страхование обеспечивает защиту против многих рисков, связанных с договором лизинга. Более того, лизинговая компания зачастую настаивает, чтобы был заключен договор страхования, дабы защититься от случайных событий, которые могли бы помешать выполнению лизингового контракта. Таким образом, предприниматель, желающий заключить договор лизинга, обычно одновременно заключает договор огневого страхования, а также договор страхования имущества от других видов ущерба, которые также могли бы породить финансовые проблемы и препятствовать исполнению обязательств лизингополучателя перед лизингодателем. Если договор лизинга заключен с малым предприятием, где сам владелец бизнеса является одним из определяющих параметров коммерческого успеха, лизингодатель может потребовать заключения договора страхования его жизни и здоровья (Key man insurance).
Лизинговые компании, государственные органы, занимающиеся стимулированием малого бизнеса и лизинговой деятельности, должны четко осознавать, что при помощи страхования можно защититься от финансовых последствий многих неблагоприятных случайных событий, но переложить все риски на страховщика не удастся: ведь существуют нестрахуемые риски, к которым относятся и риски, связанные с криминальным и административным (которое в этом контексте в принципе также носит криминальный характер) давлением на предпринимателя.
Для развития малого бизнеса необходимо существование многих финансовых институтов, к которым, несомненно, относятся и лизинговые компании, объективно заинтересованные в снижении рисков, связанных с финансированием предпринимательских проектов. До настоящего времени страхование лизинговых сделок сводилось в основном к страхованию имущества, являющегося предметом лизинга, что не обеспечивало устраивающую все стороны договора лизинга защиту. Уже в настоящее время российские страховщики могут представить развернутые программы страхования рисков, возникающих в ходе осуществления лизинговой сделки. Задачей государственных органов, отвечающих за осуществление государственной политики в области поддержки малого бизнеса, в этом случае является разработка типовых программ страхования, организация систем добровольной сертификации услуг страховых компаний и иных профессионалов, действующих на страховом рынке и предполагающих участвовать в проектах с государственным финансированием.

МЭНСОН Т., ЦЫГАНОВ А.

Статья приведена без схем.


  Вся пресса за 3 мая 2001 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Регулирование, Управление риском

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Текущая пресса

30 июля 2024 г.

Ореанда, 30 июля 2024 г.
Суд оставил без страховых выплат пострадавших в «Крокус Сити Холле»

Лента.Ру, 30 июля 2024 г.
Пострадавшие в «Крокусе» подали иск к страховой компании для получения выплат. Документ оставили без движения

РБК (RBC.ru), 30 июля 2024 г.
Иск пострадавших в «Крокусе» к «Ингосстраху» оставили без движения


29 июля 2024 г.

Эксперт Online, 29 июля 2024 г.
Американские страховщики жилья понесли крупнейшие убытки с 2000 г.

Национальная служба новостей (НСН), 29 июля 2024 г.
Пострадавшим при сходе вагонов под Волгоградом положено до двух миллионов рублей

РИА Новости, 29 июля 2024 г.
Суд оставил без движения иск потерпевших в «Крокусе» к «Ингосстраху»

Москва FM, 29 июля 2024 г.
Почти половина водителей получают скидку на ОСАГО

ТАСС, 29 июля 2024 г.
Суд оставил без движения иск к «Ингосстраху» от пострадавших в «Крокусе»

Право.Ru, 29 июля 2024 г.
ВС рассмотрел два дела о выплатах по полису ОСАГО

РБК (RBC.ru), 29 июля 2024 г.
Сравни вошла в пятерку крупнейших финтех-компаний России

Логирус, 29 июля 2024 г.
Эксперт: законопроект о продлении сроков ремонта по ОСАГО – таблетка, которую не знаешь зачем пить

Московский комсомолец, 29 июля 2024 г.
«Отказ от страховки ради экономии»: юрист рассказал о выплатах после страшной аварии поезда

ABIREG.RU, Воронеж, 29 июля 2024 г.
Воронежский ЦБ может уличить страховую компанию ВСК в нарушении закона

Интерфакс, 29 июля 2024 г.
Пассажиры сошедшего с рельс поезда в Волгоградской области были застрахованы в СОГАЗе

Интерфакс, 29 июля 2024 г.
Авиакомпании отменяют рейсы в Бейрут из-за обстрелов Ливана Израилем

РИА Новости, 29 июля 2024 г.
«Согаз» готов выплатить возмещение пассажирам поезда, сошедшего с рельсов под Волгоградом

РИА Новости, 29 июля 2024 г.
Слуцкий предложил создать «Кодекс мигрантов»


  Остальные материалы за 29 июля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт